Бюджетное общеобразовательное учреждение «Вышне-Должанская основная общеобразовательная школа»
 
Фотографии

Доклад к семинару заместителей директоров по воспитательной работе «Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочное время»

    ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ,

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

    БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    " ВЫШНЕ – ДОЛЖАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

     

    Доклад к семинару заместителей директоров по воспитательной работе

    «Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочное время»

     

    «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».

    Д.С. Лихачёв (слайд)

    Первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное воспитание, и это не случайно. Современное общество характеризуется как общество потребления, где во главу угла поставлены материальные блага. Глубокий духовный кризис, меркантилизм, эгоизм стали его характерными чертами. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

    А ведь только...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста….Евангелие от Луки

    Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

    Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как в полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

    Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

    Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

    Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведённых часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению обучающегося, пробуждала в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет искать пути совершенствования образовательного процесса. В образовательные программы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

    На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств обучающихся:

    - большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей обще дидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

    Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

    Обобщая свой опыт работы, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента.

    Духовно-нравственное воспитание в нашей школе осуществляется по четырём направлениям:

    1. урочная деятельность,

    2. внеурочная деятельность,

    3. внеклассная деятельность,

    4. семейное воспитание.

    Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение.

    Мне бы хотелось в заключении нашего семинара обратится к словам К. Ушинского:

    «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».

     

    Приложение(фотоальбом )

    Версия для слабовидящих

    Навигация